?

Log in

Previous Entry | Next Entry

Игры с водой - это генератор хорошего настроения для всей семьи, а еще - один из самых приятных способов обучения.


Основная часть "водных" игр проходит в ванной под присмотром.
Переливаем воду, наполняем посудку под струей и из душа, хлопаем по глади и мыльным пузырям.


"Плавает-тонет". Чтобы проверить, что плавает, а что тонет, бросаем в воду все подряд: разнофактурную ткань, бумагу и картон разного размера (лучше брать природные, похожие на упаковочные, они очень наглядно намокают), резиновые, деревянные, плюшевые, металлические и пластиковые игрушки, пробку и т.д.


"Пластиковые бутылки". Бросаем в ванную пустую пластиковую бутылку, закрученную крышкой. А что будет, если открутить крышку и опустить ее под воду? А если наполнить водой до половины и закрыть? Или целиком? Можно сделать в бутылке ножницами разные дырочки и смотреть, как выливается вода. Или продырявить крышку и играть самодельной "брызгалкой".

Вылавливаем ситом шарики для пинг-понга.

Если есть светлый кафель в ванной или остекленная душевая кабинка, можно рисовать на них специальными красками.

Еще одна часть игр и занятий - для кухни.
"Растворяется - не растворяется". Смешиваем воду с солью, сахаром, чаем, кофе и крупой. Заварка не растворяется, но плавает на поверхности, крупа - тонет и т.д.


Можно смешивать с водой любые продукты - молоко (вода делается мутной), муку, кефир, варенье, мед. Красиво смотрится тушь. Если в раствор туши добавить толченый активированный уголь, вода вновь станет прозрачной.

Подсолнечное масло не растворяется и остается сверху. Если аккуратно добавить моющее средство, получим "слоеный пирог". Можно налить масло в подкрашенную воду и профильтровать.


"Сладкое-кислое-соленое". Определяем вкус воды (чистой, с добавление соли, сахара и лимона).
"Холодное-теплое-горячее". Определяем температуру воды. Смешиваем холодную и горячую, получаем теплую.


Смешиваем цвета. Для начала по два: желтый+синий=зеленый, желтый+красный=оранжевый, синий+красный=фиолетовый и т.д. Добавляем белый.


Изучаем форму воды.


Наливаем воду до линии на стаканчиках (рисуем маркером или клеим самоклейку, у нас пока не получается, но процесс увлекает), дуем в трубочку для "бури в стакане".


Считаем, сколько стаканчиков воды вместится в большую бутылку, наливаем через воронку. Вообще очень удобно иметь дома коробку с разными по форме и объему пустыми баночками - можно подбирать крышки, переливать, пересыпать, группировать по признакам и т.д.


"Рыбалка". Удочкой-черпаком ловим "рыбку".


"Желатиновое море". Один из вариантов сенсорной коробки - океанариум. Добавляем в кипяток немного синей краски и желатина, охлаждаем и заселяем морскими жителями. Если использовать пищевой краситель и стеклянную посуду - море будет прозрачным. С детьми постарше можно играть в "находилки" - спрятать в море предметы и распечатать карточку с их изображениями, или написать словами, что нужно найти, если ребенок уже умеет читать.


Рисуем водой - кисточкой, валиком, руками. Смотрим, как рисунок исчезает.


Важно понимать значение воды не только для жизни человека и планеты, но и в быту.
Моем посуду.

Стирем одежду.

Купаем кукол.

Отжимаем губку. Переселяем водичку из одной посуды в другую при помощи губки. Можно добавить раскладку по цветам.

Поливаем цветочки из лейки, для начала без воды.

С водой можно проводить занимательные опыты и эксперименты.
Ее можно заколдовать. Достаточно потрясти специальную баночку, и вода окрасится в определенный цвет. Главный Читатель обожает угадывать цвета.


"Дождик пошел". В банку с водой выдавливаем пену для бритья (облака) и осторожно наливаем сверху синий раствор акварели (дождик).


Смотрим, как цветочки пьют воду. Подкрашиваем ее пищевым красителем и ждем. Серединка белого цветка должна со временем приобрести оттенок воды. Мы пока не дождались :)


"Цветные горошки-дорожки". В пару ложек подсолнечного масла добавляем несколько цветных капель акварели. Немного взбалтываем, чтобы их измельчить. Наливаем в банку с теплой водой и наблюдаем цветные дорожки.


"Пузырьки". В бутылку или высокий стакан наливаем подсолнечное масло и воду (3:1), добавляем ложку раствора акварели, бросаем четвертинку таблетки Алкозельцера - и получаем волшебные пузырьки. Потом еще четвертинку - и снова пузырьки ))


Смотрим, как кипит вода и поднимается пар. Рисуем на запотевшем зеркале в ванной.


Лед - это тоже вода.
Наполняем формочки для льда водой. Сначала ложкой, потом можно попробовать спринцовкой.


Замораживаем подкрашенный лед и плавим его в теплой воде.


Можно сделать ледяные бусы (нитку в воде перед заморозкой нужно немного притопить в каждой ячейке).


Или ледяной кораблик (если хотите цветной, можно подкрасить свекольным соком). Для этого к концу трубочки для сока прикрепляем парус из самоклейки, другой конец трубочки приклеиваем кусочком скотча ко дну стакана, наливаем в стакан немного воды и замораживаем. А еще кораблик получится из кусочка пенопласта и игрушечной ложки.


"Соленые тоннели". Смешиваем соль с акварелью и выкладываем эту "кашу" на лед. Соль со временем расплавит лед и проест тоннели. Заодно можно рассказать, почему в гололед дороги посыпают солью.



Замораживаем сокровища и затонувшие корабли.


Можно устроить ледниковый период и глобальное потепление. Понаблюдать, какой лед тает быстрее - в горячей воде или в теплом свитере и т.д.


Делаем каток для игрушек. Игрушки ставим в одноразовые стаканчики и наливаем немного воды, замораживаем. Для катка подойдет поднос или противень.


А ведь и снег - это вода. Можно набрать на улице целый тазик, принести домой и раскрасить. Или сделать это прямо на прогулке. Как именно, я расскажу в следующий раз.


База для игр взята из педагогики Монтессори, занятий Лены Даниловой и книги "Эксперименты и открытия".

А еще, конечно, мы воду пьем. А вы с водой что делаете?

Comments

( 19 comments — Leave a comment )
tig_rrra
Feb. 12th, 2013 02:01 pm (UTC)
как же повезло Вашему ребенку с мамой!))
irinareds
Feb. 12th, 2013 02:04 pm (UTC)
Спасибо! Чудесные идеи:) Обязательно применю на практике:)))
rada_tomsk
Feb. 12th, 2013 02:12 pm (UTC)
Огромное спасибо, что делитесь таким богатством!) У меня два вопроса: какими красками ребёнок играет в ванной и сколько лет ребёнку?
taberko
Feb. 12th, 2013 09:12 pm (UTC)
Bathcoloro Crayon, год и 10 мес.
kelebriana
Feb. 12th, 2013 02:46 pm (UTC)
Вот это я понимаю-счастливое детство! Спасибо огромное за пост!!!
moon_lake
Feb. 12th, 2013 04:32 pm (UTC)
Нет слов, одни эмоции )))
Мамина фантазия не знает границ!
lerrik
Feb. 12th, 2013 07:33 pm (UTC)
Моим родителям было некогда придумывать всякие игры. Когда мы шли с прогулки, мы у подъезда срывали сосульку зимой, несли домой. Дома я сидела и смотрела, как она тает в блюдце. Раз за разом повторение не надоедало.
taberko
Feb. 12th, 2013 09:13 pm (UTC)
чудесная идея, спасибо!
bosonojka
Feb. 12th, 2013 09:53 pm (UTC)
Дочка просто обожает воду, так что обязательно что-то попробуем. Куклу уже купали, правда потом все вокруг мокрое было))))
texonite
Feb. 13th, 2013 01:08 pm (UTC)
Много интересных идей и хорошая реализация.

У меня вопрос: помимо непосредственного развлечения, какого эффекта предполагается достичь с помощью этих упражнений?
taberko
Feb. 13th, 2013 01:36 pm (UTC)
упражнения развивают мелкую моторику, а значит и речь, глазомер, обогащают тактильные и вкусовые ощущения...Думаю, всем и без моих комментариев очевидна польза сенсорных и ролевых (купать, стирать) игр для малышей
texonite
Feb. 13th, 2013 02:05 pm (UTC)
Очевидна, да неочевидна. Например, игра с растворением - пересыпать вещества можно и без цели растворить в воде, но вы акцентируете внимание именно на поведении вещества в воде. Вопрос, собственно заключается в следующем: понимает ли ребенок разницу между растворяющимся или нерастворяющимся веществом? Или, все же, этот уровень смысла ему недоступен?

Или "цветочки, пьющие воду". Что развивается в этом случае?

Edited at 2013-02-13 02:07 pm (UTC)
taberko
Feb. 13th, 2013 02:16 pm (UTC)
цветочки, пьющие воду, упражнения с определением формы воды, солью на льду и т.д. - это опыты, которые подтверждают сообщаемые ребенку факты. Личный опыт усваивается лучше и не оседает мертвым грузом, это "прожитое новое".
Ребенок понимает разницу, также как и между плавает-тонет, например. Мы для наглядности первое время составляли таблицу с двумя колонками. В любом случае, есть польза от размешивания ложкой, даже если поймет не сразу ) У нас мука до сих пор попадает в категорию растворимых, я мягко спрашиваю, но не перечу, со временем сам дойдет, почему нет
texonite
Feb. 13th, 2013 02:49 pm (UTC)
Понимаете, я примерно такого ответа и ожидал, что это просто "иллюстрация".
Но это не имеет ничего общего с "развитием". Что именно развивает факт того, что вода поднимается по стеблю в цветок в столь раннем возрасте? Будет ли польза от этого знания за тот период, пока ему не объяснят строение растений на уроке биологии?

Или, например, понятие "растворимости". Вы что, объясняли ребенку разницу между насыщеным и ненасыщеным растворами? Разницу между раствором и суспензией? Так в чем заключается "развитие"?

Считаете ли вы, что есть разница "в развитии" детей, один из которых знает, что мука не растворяется в воде, а другой, думает, что растворяется? При условии, что ни тот ни другой не могут сделать из этого факта никаких выводов?

Поверьте, я ничуть не хочу умалить ваши достижения, это похвально, что вы занимаетесь с детьми в такой креативной форме. Могу поспорить, что вы и ваши дети счастливы в моменты таких занятий (а также и в другие моменты).

Однако с образовательной точки зрения я не уверен, что затраченные усилия в такой форме будут иметь большой эффект в долгосрочной перспективе.
taberko
Feb. 13th, 2013 02:56 pm (UTC)
справедливости ради скажу, что я тоже вовсе в этом не уверена. Просто мне нравится этим заниматься с ребенком, и ему интересно (как, впрочем, и все остальное). Вообще не люблю слово "развивающие" и во многом с Вами согласна. В таком раннем возрасте развивающими является большая часть любых занятий, но так уж повелось, что у меня в блоге эта рубрика начинается словом "развивающие" (дань моде, видимо). А в сообществе перепост из блога
00000001
Nov. 17th, 2013 01:57 am (UTC)
Конечно развивает. Пока сам термин растворимое - нерастворимое ещё не доступен пониманию ребенка из-за того, что недостаточно опыта растворения. Ребенок прощупывает что такое растворимость. Ему не нужно понимать сейчас разницу между раствором и суспензией, ему сейчас нужно базу освоить, само понятие "растворяться". Так же как, прежде чем начать понимать разницу между ямбом и хореем, ему нужно бы освоить на опыте как произносить звуки соответствующие буквам.
Так же как прежде чем начать понимать что такое дробные числа ему нужно будет освоить что предметы вообще могут быть целыми и разбитыми, для этого ему придется много раз бить чашку. Но конечно посредством многократного разбивания чашки он не станет академиком.
Natalya Marchenko
Feb. 16th, 2013 05:49 pm (UTC)
Очень хороший пост! И кстати, с любой точки зрения :)
Я уж не знаю, есть ли дети у taberko, но отлично знаю что новая информация осваивается не только через словесное обучение. А для дошкольного возраста - это самый доступный способ научиться понимать свойства вещей. К примеру: химию преподают в школе, но и до школы многие дети уже ориентируются в самых распространенных химических реакциях на бытовом уровне. Конечно те, которым что-то показывали :) Затраченные усилия имеют эффект, когда в школе ребенок будет проводить параллели между опытами по химии или объяснениями по биологии с практикой, которую он уже получил дома. Русским языком - учиться ему будет проще :)

Мы вчера как раз тоже красили лед, но больше изучали смешивание цвета.
Спасибо еще раз за сбор стольких занятий сразу!
taberko
Feb. 16th, 2013 06:22 pm (UTC)
Дети есть, и везде на фото мой малыш и наши с ним занятия )))
Спасибо большое!

Edited at 2013-02-16 06:22 pm (UTC)
ext_1632529
Feb. 19th, 2013 08:48 am (UTC)
Вот это игры! Здорово!
( 19 comments — Leave a comment )